+7 (912) 683-60-70
Ирбит
Мы угадали ваш город?

Все про систему start-stop: зачем нужна, причины распространения, подбор батареи23.05.2025

Система start-stop, по заявлениям автоконцернов, позволяет экономить топливо и ощутимо снижать выбросы в атмосферу. В России автовладельцы, в своей массе, негативно относятся к данной опции, ставшей обязательным атрибутом европейских автомобилей. Но давайте разбираться в причинах такого восприятия и во всех нюансах работоспособности систем start-stop. 

AUTOMO~1-min.jpg

Система start-stop: что это и как это работает

Система start-stop в европейских автомобилях стала базовой опцией, с ее помощью автоконцерны пытаются добиться соответствие современному стандарту «Euro 6». 

Предпосылки к возникновению некого адаптивного механизма оптимизации работы ДВС в городских условиях использования автомобиля были давно. Частые остановки на обочинах, первым рядом или на светофоре ощутимо загрязняют воздух в крупных городах. Поэтому инженеры автопроизводителей решили улучшить эту ситуацию путем разработки и внедрения системы принудительного выключения двигателя при незначительных и частых простоях автомобиля. Со временем, такая система получила говорящее название start-stop.

Первые массовые внедрения систем start-stopпрактические измерения подтвердили такую целесообразность – выбросы CO2 были сокращены на 3-8%. Этот позитивный эффект позволит автоконцернам разыграть «козырь» зеленного направления: с 2010х годов началось активное распространение систем автоматических систем запуска ДВС на все классы транспортных средств.

Постоянное ужесточение экологических нормами Европейского союза вынуждает всех локальных автопроизводителей устанавливать более совершенные интеллектуальные адаптивные системы start-stopв свои модели автомобилей. 

Принцип работы автоматических систем start-stop 

Первые системы были разработаны инженерами Toyota в 1980-х, но пионерами производства автомобилей с такими новшествами стал Volkswagen – первое серийное авто, оснащенное функцией «старт-стоп». Водитель мог по своей нужде принудительно глушить или запускать двигатель.

Современная система start-stop имеет в распоряжении данные с большого количества датчиков, по которым она понимает его текущее состояние и нахождении в покое или в движении. Если водитель выполнил преднамеренную остановку и установил нейтральную передачу, то система start-stop выключит двигатель. В интеллектуальных режимах работы современные системы могут выключать двигатель на так называемых «докатах» - на небольших остаточных скоростях, темп падения которых предполагает остановку ТС через прогнозируемое небольшое количество времени. В таком состоянии транспортное средство находится до нажатия на педаль сцепления (при МКПП) и/или педаль тормоза (АКПП, робот и т.п.), по инициации которого производится запуск двигателя и автомобиль начинает движение. Если водитель прожал тормоз до полной остановки транспортного средства и держит ногу на педали после остановки – двигатель также будет заглушен. Отпустили тормоз – автоматическая система запустит двигатель.

В режиме простоя все системы автомобиля получают питание, близкое к штатному в режиме работы генератора, поэтому автоконцерны выдвигают серьезные требования к штатным аккумуляторным батареям, преимущественно, AGM- и EFB-аккумуляторов

Как обеспечивается корректная работа: воз и тележка датчиков

Для определения факта движения система start-stopполучает данные с датчиков – нейтральной передачи, скорости вращения колеса, коленвала, тормоза, заряда, напряжения и состояниия аккумулятора. Блок управления двигателем получает от системы start-stopрешение о запуске или выключения двигателя исходя из факторов, по которым определяется подходящий сценарий использования автомобиля в текущем временном отрезке.

Это очень затратная затея и содержит достаточно «слабых мест», выход из строя устройств всей цепочки работы системы автоматического запуска ДВС. Аккумуляторная батарея должна хорошо переносить режим недозаряда, быстро заряжаться, быстро отдавать энергию при запуске, причем не допуская значительную просадку по напряжению, что может критично сказать для основных и перифирийных систем автомобиля.Также стоит упомянуть требуемый уровень износостойкости стартера, выполняющий значительно больше совокупной работы. Это обеспечивается за счет использования улучшенных подшипников, редукторов и механизма включения стартера.

Автоматический start-stop и рекуперация при торможении – а это что за звери?

Обычные свинцово-кислотные батареи имеют очень ограниченное применение в автомобилях с системами start-stop, а специально адаптированные аккумуляторы, производимые по технологии AGM, способны работать в транспортных средствах, в том числе, и с системами рекуперации при торможении. Такие AGM-батареи способны принимать энергию с высокой эффективностью. EFB-аккумуляторы используются лишь в автомобилях с автоматическими системами «старт-стоп» начального уровня. 

AUTOMO~2-min.jpg

Как торможение дает энергию автомобилю

При замедлении транспортного средства кинетическая энергия преобразуется в электрическую благодаря рекуперативному торможению. В этом режиме двигатель переходит на холостой ход, а генератор направляет полученную энергию в аккумулятор. Накопленный запас используется для питания электроники автомобиля в моменты полной остановки двигателя.

Использование AGM-батарей, устойчивых к интенсивным циклам заряда-разряда, повышает эффективность процесса. Такие аккумуляторы обеспечивают более значительное снижение расхода топлива и уровня вредных выбросов по сравнению со стандартными системами «старт-стоп».

Для оптимизации работы двигателя в некоторых моделях генератор отключается при разгоне. Это позволяет направить всю мощность ДВС на ускорение, снизив паразитную нагрузку. Временное отключение генератора компенсируется за счет энергии, накопленной в АКБ, что требует наличия высокопроизводительной батареи, совместимой с энергосистемой автомобиля.

Таким образом, ключевым элементом становится аккумулятор, способный:

  • Быстро принимать и отдавать заряд;
  • Выдерживать частые глубокие разряды;
  • Работать в условиях повышенных нагрузок от современных электронных систем.

AGM-технология отвечает этим требованиям, что делает ее оптимальным решением для автомобилей с рекуперацией энергии. 

Сокращение выбросов – основная цель

Оптимизация работы ДВС позволяет сократить выбросы в атмосферу, в том числе влияющие на климат в регионе. Побочным значимым эффектом является экономия топлива. 

drift-racing-abstract-concept-vector-illustration-professional-drift-racing-show-group-diverse_107173-79822-min.jpg

Жесткие требования по экологии вынуждают европейские автоконцерны адаптироваться

В 2007 г. Европейский совет утвердил стратегию, нацеленную на последовательное сокращение потребления топлива и снижение объема вредных выбросов. В рамках регламента для легковых авто были введены меры, включая:

  • Применение экологичных хладагентов в системах кондиционирования;
  • Обязательную установку энергоэффективных светодиодных источников освещения;
  • Внедрение автоматизированных систем «старт-стоп» как ключевого инструмента минимизации выбросов CO₂.

Данные решения стали частью комплексного подхода к повышению экологичности транспорта в соответствии с европейскими экологическими стандартами.

Первые системы «старт-стоп»: все не так гладко 

Только на рубеже веков ведущие автопроизводители снова обратились к этой технологии и развили ее дальше. Помимо экономических выгод, которые технология «старт-стоп» дает водителям, на этот раз возрождением автоматических систем «старт-стоп» стало запланированное законодательство ЕС, связанное с климатом.

Огромные штрафы за выбросы CO2 – условия для создания «зеленых» технологий 

В 2025 году европейские автопроизводители должны производить автомобили, выбрасывающие ~75 граммов СО2 на 1 км. Еще в 2015 году этот показатель был в 2 раза выше.

Но не только Европа идет по пути уменьшения выбросов угарного газа, также эту идею поддерживают на законодательном уровне США и Китай, где с угарным газом – очень напряженная ситуация. По аналогии с ЕС – в 2015 году выбросы были в районе 163 грамма угарного газа, план в 2025 – 99 граммов. В Китае в 2015 году углекислый газ, производимый личными автомобилями граждан составил 161 грамм, а будет в 2025 – 117 грамм.

Активно разрабатываются альтернативные способы выработки энергии, а также использования новых способов управления зарядки и разрядки аккумуляторных батарей. Например, некоторым трендом на «озеленение» можно считать использование солнечных панелей на крыше кузова или рекуперации тепла выхлопных газов. Такой подход положительно влияет на тенденцию сокращения выбросов угарного газа.

К 2025 ранее инновационная система рекуперации при торможении транспортного средства стала уже совсем обыденной опцией комплектации большинства автоконцерном в Европе. Суть ее работы в том, чтобы преобразовывать кинетическую энергию в электрическую, используемую для подзарядки AGM-аккумулятора.

«Старт-стопы в массы, выбросы в автосферу сокращаем!»

Автопарк европейских концернов имеет большой ассортимент, поэтому предельные значения по выхлопным газам учитывают все производимые модели. Понятно, что для городского седана и спорткара количество выхлопных газов будет различно, поэтому большинство автовладельцев не выходят из зоны комфорта, поскольку их транспортные средства почти не теряют в плане эффективности использования своих ресурсов, ведь они изначально не комплектуются относительно мощными ДВС. 

!выбросыСО2-min.png

Практические тесты применения рассматриваемых в статье систем свидетельствуют о том, что экономия топлива может составлять до 15% топлива в сравнении с режимом эксплуатации без включенной системой start-stop. Как следствие, снижение выбросов СО2 достигает до 7-8%. 

«Ощутимая экономия при использовании системы start-stop»

Топливная эффективность достигается при симбиозе правильно подобранной батареи, наличия вспомогательных систем по выработке электроэнергии и эффективного управления временем работы двигателя автомобиля. 

paying-taxi-with-cash-abstract-concept-vector-illustration_107173-56518-min.jpg

Все началось с нефтяного кризиса 70-х, который впервые был серьезно замечен автопроизводителями. Некоторые разработки и возможный сценарий чрезмерного удорожания стоимости топлива натолкнули автоконцерны рассмотреть риск дефицита энергоносителей более серьезно и предметно.

Практическую направленность в решение подобных вопросов проявили в Toyota, которая разработала автоматическую систему запуска двигателя еще в середине 1970-х. За ними увидели некоторую возможность в этой затее и Volkswagen, и Audi в 1980-х. Но такой концепт первой системы start-stop был лишь частью комплекса изменений по снижению расхода топлива в одном ряду с улучшением аэродинамики, более точным указателем расхода топлива и т.п.

Условно первое поколение систем start-stop появилось в 2000-х, которое стало восприниматься автосферой как новое инновационное изобретение.

В настоящее время система start-stop направлена на улучшение экологической обстановки в крупных мегаполисах и, как побочный приятный эффект для автомобилиста, снижения расхода топлива. Естественно, эффективность рассматриваемых систем сильно падает при движении по «межгороду» (автомагистралям). 

Новые требования – новый вид аккумуляторов

Задача надежного электропитания потребителей автомобиля не снимается, а все становится более критической. Устойчивый рост количества электронных устройств в опциях новых транспортных средств диктуют новые правила к качеству и характеристикам аккумуляторных батарей. Для таких целей VARTA успешно разработала улучшенный тип жидкостных батарей «EFB», а в качестве инновационного нового подхода в разработке – «AGM». Только они способны выдержать более суровый паттерн ежедневного использования автомобиля: короткие расстояния, частые запуски ДВС, продолжительные простои ТС, продолжительное функционирование в состоянии недозаряда. 

Системы Start-Stop начального уровня: EFB или AGM

Аккумуляторы EFB (технология «EnhancedFloodedBattery») – почти дословно «улучшенная затопленная батарея». Содержит комплекс улучшений во многих аспектах производства и самой конструкции аккумулятора, что подходят для питания автомобилей с автоматическими системами Start-Stop начального уровня.

Некоторые приемы и дополнительные конструкционные решения позволяют продлить срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Также стоит отметить, что EFB-технология подразумевает под собой более ресурсоемкое исполнение - толще пластины, больше активной массы, мероприятия по достижению необходимых классов виброустойчивости. 

Продвинутая система start-stop? Только AGM-аккумулятор 

AGM-техонология подразумевает под собой новый этап развития стартерных аккумуляторов, которые подходят для работы в состоянии недозаряда и способны отдавать/принимать заряд значительно быстрее без деградации. Такой кандидат идеально подходит для использования на высоконагруженных сценариев использования - более свежих систем start-stop, наличия большого количества штатных и внештатных энергопотребителей - спутниковая сигнализация, автозвук и т.п.

AGM-аккумуляторы имеют отличные пусковые характеристики и более низкое сопротивление. Они способны отдать больше энергии, что положительно влияет на запуск ДВС, сокращая само время запуска и выработку ресурса стартера. Также при коротких остановках становится возможным перезапускать разогретый мотор еще быстрее, все меньше затрачивать энергии и тратить ресурс и ДВС, и стартера. Они на 300% лучше справляются с циклами разрядки, а значит могут выдержать большее их количество.

Такие аккумуляторные батареи специально предназначены для работы в тяжелых экплуатационных условиях, поэтому их «срок жизни» может быть даже выше стандартных свинцово-кислотных батарей в благоприятных для них условиях использования. Герметичная конструкция позволяет их использовать в различных положениях.

Регулярно проверяйте аккумулятор 

Если ваш автомобиль оборудован системой Start-Stop, при замене аккумулятора важно учитывать несколько моментов. Новый АКБ должен быть корректно распознан датчиком IBS (Intelligent Battery Sensor), иначе система не сможет точно контролировать его состояние. Это критично для работы "энергоменеджмента" автомобиля, который оптимизирует зарядку и разрядку, снижая расход топлива.

Установка неподходящего аккумулятора или отсутствие его регистрации в системе приведёт к ускоренному выходу из строя не только самой батареи, но и возможным сбоям в электронике.

Если в машине стоял AGM-аккумулятор, менять его можно только на AGM. При этом замена EFB на AGM допустима — это улучшит работу Start-Stopи повысит топливную экономичность. Но обратный переход (с AGM на EFB) не рекомендуется — могут возникнуть проблемы с энергопотреблением.

Коротко: подбирайте аккумулятор строго по спецификации автопроизводителя и не забывайте об его правильной адаптации после установки. 

Со временем аккумулятор теряет ёмкость, из-за чего система Start-Stop срабатывает реже или вовсе отключается. Чтобы избежать проблем, лучше проверять батарею при каждом ТО и менять её заранее — так система будет работать корректно, а расход топлива останется на оптимальном уровне.

Ждать, пока АКБ полностью сядет, — не лучший вариант: это может привести к неожиданным отказам и повышенной нагрузке на генератор. 

Отключение системы старт-стоп - правильное решение?

Часто слышим от покупателей «а я не пользуюсь системой start-stop». Но текущие более-менее современные автомобили имеют уже довольно непростые системы start-stop. Но можно ли ее отключить и купить обычную свинцово-кислотную батарею? 

COMPUT~1-min.jpg

Я отключил систему start-stop и могу купить обычный аккумулятор?

Скорее нет, чем да. Теоритически, если у вас автомобиль оснащен системой «старт-стоп» начального уровня и вы ее отключаете, то можно поставить свинцово-кислотную батарею. Но это при условии, что start-stop просто выключает/включает ДВС по какому-то простому условию вида «полная остановка». Это суждение исключает наличие дополнительных систем по генерации электроэнергии в автомобиле и сложного BMS. Но где взять подобную информацию с точностью до модификации и конкретного двигателя вашего автомобиля? И где границы допустимого?

В случае подбора обычной свинцово-кислотной батареи на а/м с более высокими требованиями к электропитанию, то батарея быстро выйдет из строя по вине покупателя из-за несовместимости, т.е. наступит негарантийный случай. Да и AGM, EFB-батареи, в том числе, используют для питания «прожорливых» электронных устройств, систем и оборудования, у которых есть свои требования по обеспечению питания. Поэтому мы в крайней степени не рекомендуем ставить обычные батареи на автомобили, где должны стоять EFB или AGM-варианты моделей аккумуляторных батарей. 

Start-stop – базовый стандарт любого европейского концерна

Экологические стандарты по производству и загрязнению воздуха диктуют новые требования к выпуску автомобилей, поэтому путь систем автоматического запуска двигателя из некой роскошной опции в исключительную базовую необходимость был очень коротким. 

!sli efb agm-min.png

Система start-stop стала очень продвигутой и «навороченной» 

Зона ответственности системы start-stop стала значительна шире, ведь в алгоритмы ее работы добавились новые сценарии использования транспортного средства и некоторое количество вспомогательных систем экономии топлива, в том числе рекуперации при торможении.

Системы экономии топлива стали более инновационными и эффективными, но требовали для достижения высокой эффективности работы использовании при определенных подходящих обстоятельств. Поэтому подключение таких систем в стандартном режиме использования автомобиля должно соответствовать выполнению некоторых факторов, в том числе, и настройками комфорта водителя. Все это потребовало развития более совершенных интеллектуальных систем управления генерации, распределения, накопления энергии. 

!cahrge-min.png

Обычная батарея не подойдет, даже если я буду ездить без активной системы start-stop? 

Выключение двигателя – лишь некоторая опция из всего списка энергоэффективных приемов оптимизации работы автомобиля и его технических узлов и агрегатов.

В относительно современных системах start-stop выделены дополнительные 2 сценария по увеличению энергоэффективности:

  • Sailing – выключение ДВС во время движения (в т.ч. «докаты»);
  • Boosting – более быстрое ускорение в течение коротких промежутков времени.

Поэтому управление и контроль за правильной работой аккумуляторных батарей требует более продвинутого подхода в связи с их беспрецедентно сложными условиями токоотдачи и токоприема, чем в обычных транспортных средствах.

Современные легковые автомобили имеют специальную систему Battery Management System, которая по заложенным алгоритмам управляет процессом заряда аккумуляторной батареи. Поэтому при замене аккумулятора на «неправильный нештатный» BMS, с большой долей вероятности, не сможет корректно работать и адаптивно подойти к процессу заряда новой нештатной батареи. Ведь автоконцерны предполагают, что новый аккумулятор будет устанавливаться в рамках уже предусмотренной AGM-технологии производства, поэтому аккумуляторы других технологий производства гарантировано будут деградировать более быстрыми темпами. Доходит до того, что на относительно простых системах start-stop обычные свинцово-кислотные батареи не могут нормально «отходить» и 2 года в климатических условиях Свердловской области.

Воспользуйтесь подбором по автомобилю на нашем сайте, ведь накопленный опыт и большой ассортимент аккумуляторных батарей позволяет предлагать широкий ассортимент аккумуляторов на любой автомобиль – с доп.оборудованием, BMS и другими системами. 

roadside-assistance-abstract-concept-vector-illustration_107173-30152-min.jpg

Если start-stop перестала работать - давайте разбираться в причинах 

Общая схема работы

Система «старт-стоп» снижает расход топлива и уменьшает вредные выбросы, поэтому её активно внедряют в современных автомобилях. По статистике, к 2020 году около 80% новых машин на европейских дорогах получили эту функцию.

Принцип работы прост: когда автомобиль останавливается (например, на светофоре), система глушит двигатель. Как только водитель выжимает сцепление (на механике) или отпускает тормоз (на автомате), мотор мгновенно запускается. Это происходит без задержек, благодаря усиленному стартеру и более ёмкому аккумулятору.

Ключевые моменты:

  • Экономия топлива в городском цикле.
  • Снижение нагрузки на двигатель в режиме простоя.
  • Повышенные требования к АКБ и стартеру. 

Аккумулятор в автомобиле с системой start-Stop выполняет двойную нагрузку:

  • Обеспечивает многократные запуски двигателя
  • Питает всю электронику при заглушенном моторе

Фактически, АКБ становится ключевым звеном в энергосистеме современного авто. Его работу контролирует интеллектуальная система управления (BMS) - своеобразный "мозг", регулирующий заряд и энергопотребление.

Когда start-stop перестаёт работать, чаще всего причина кроется в нарушении взаимодействия между:

  • Физическим состоянием аккумулятора (ёмкость, степень износа)
  • Электронным управлением BMS 
insurance-case-isolated-cartoon-vector-illustrations_107173-70930-min.jpg

1. BMS отключает функцию «старт-стоп» 

Типовые сценарии блокировки системы:

  • Установлен аккумулятор, не рассчитанный на частые циклы (например, обычная батарея вместо AGM/EFB)
  • Экстремальные температуры за бортом (ниже -10°Cили выше +40°C)
  • Перегрузка бортовой сети (работа вентилятора охлаждения, климат-контроля)
  • Температура двигателя вне рабочего диапазона (непрогретый или риск перегрева)

Особенности работы при перегреве:

Если двигатель требует охлаждения, система отменяет Stop-режим — на холостом ходу вентилятор радиатора не получит достаточного потока воздуха. Его работа создает пиковую нагрузку на АКБ, поэтому Start-Stop блокируется до стабилизации температуры.

Зависимость от производителя:

Логика отключения функции может отличаться:

  • В бюджетных моделях — полная деактивация start-Stop
  • В премиум-сегменте — снижение мощности кондиционера при сохранении системы
  • В гибридах — временное отключение второстепенных потребителей энергии

Рекомендации при сбоях:

  1. Проверьте остаточную емкость аккумулятора.
  2. Убедитесь, что установлен совместимый тип АКБ (AGM/EFB для start-Stop).
  3. Проанализируйте данные BMS через диагностический сканер.
  4. Проверьте зарядное напряжение генератора.

Частая ошибка — попытка «обмануть» систему, устанавливая дешевый аналог. Это приводит к сбоям в энергобалансе и ускоренному износу компонентов. 

2. Не прописана батарея в блок управления двигателем

В более современных автомобилях данная проблема возникает чаще, ведь для исправной работы всех систем необходимо электропитание определенных автопроизводителем показателей. Например, если емкость и технология производства аккумулятора указаны неправильно в «борт-системе», то BMS может иметь проблемы как с определением фактических показателей, так и с подбором правильного зарядного цикла. Есть и более требовательные автомобили, преимущественно, японского производства, требующие соответствие источника питания и по его внутреннему сопротивлению, которое соблюдается лишь у японских производителей аккумуляторных батарей. Пример – Mazda CX-5. 

3. А если проблемы не в батарее?

Тогда стоит рассмотреть следующие причины отказа системы start-stop:

  • Концевики дверей не замкнуты, а значит двери не закрыты, в том числе и капот;
  • Автомобиль находится в режиме паркинга;
  • Автомобиль двигается на подъем по слишком крутому склону;
  • Не пристегнуты ремни безопасности у пассажиров.

Если вы постоянно используете систему start-stopи уверены в отсутствии выше описанных проблем, то вам следует проверить работоспособность вашего аккумулятора – пройти диагностику в нашем сервисном центре. 

Какие стартерные батареи для системы start-stop надо рассматривать к покупке

drag-racing-abstract-concept-vector-illustration-sports-cars-are-start-drag-racing_107173-79760-min.jpg

За каждым запуском ДВС стоит вычислительная работа блока управления двигателем и достижения определенных сценариев использования современного автомобиля. При интенсивном использовании личного транспорта двигатель может выключаться и включаться сотни раз. Все это требует больших затрат элетроэнергии, которая должна обеспечиваться за счет аккумуляторной батареи.

Очевидно, что для покрытия таких серьезных потребностей необходимы усовершенственные свинцово-кислотные батареи, способные работать в таком режиме эксплуатации. Для систем старт-стоп начального уровня подходят EFB-батареи, для более продвинутых систем – только AGM. 

Как генератор заряжает стартерную батарею 

На более возрастных автомобилях, как правило, нет систем автоматического управления запуском ДВС, поэтому подразумевалось автопроизводителем, что процесс запуска необходимо осуществить лишь один раз за поездку. При таком сценарии использования а/м всю нагрузку по питанию блока управления, датчиков, ESP, ABS, мультимедия и навигационных устройств должен брать на себя генератор, мощность которого специально рассчитана на определенную активную нагрузку с запасом. Зарядка аккумулятора учтена автопроизводителем, поэтому стартерная батарея при исправной работе генератора не будет «просаживаться» и находиться в состоянии существенного недозаряда. 

!ГРАФИКЗАРЯДА123-min.png

На автомобилях с исправно работающей системой старт-стоп двигатель запускается много раз, а выключается по достижению определенных сценариев. И в этот момент генератор уже не дает никакой энергии и все бремя питания падает на стартерную батарею. Поэтому автопроизводители с довольно прожорливыми штатными потребителями стали комплектовать производимые транспортные средства дополнительными вспомогательными батареями.

Короткие пробеги представляют большую проблему, ведь генератор, чаще всего, за небольшое время работы не успевает потраченный заряд на запуск ДВС. Эта проблема остро проявляется в холодное время года, ведь все процессы "заряд-разряд" замедляются, а остаточная емкость аккумулятора еще более драматично падает. Не раз повторяемая описанная выше ситуация приводит к окончательной неспособности аккумулятора запитать стартер для создания достаточного усилия для проворота коленвала. Поэтому очень важно батарее улучшить прием заряда, что реализуется лучшим образом именно в AGM-аккумуляторах за счет их низкого внутреннего сопротивления.

Последствия установки неправильного аккумулятора для систем «старт-стоп» 

Современная технология start-stop– это симбиоз различных решений автопроизводителей, направленных на 2 основные цели – снизить выбросы выхлопного газа и сгенерировать электроэнергию для подзарядки стартерной батареи. На лицо, очевидный «зеленый эффект», очень заметный в макро-масштабе, поэтому европейские страны ужесточают экологический стандарт.

Стандартный стартерный аккумулятор не справляется с нагрузкой в автомобилях, оборудованных системой «старт-стоп». Это касается как базовых версий с технологией EFB, так и более продвинутых модификаций. В машинах с функцией рекуперативного торможения выработанная энергия накапливается в AGM-батарее, что обеспечивает стабильную работу всех систем. 

ar-repair-maintenance-isolated-cartoon-vector-illustrations_107173-70914-min.jpg

Возможные проблемы использования неподходящих батарей

Потеря заводской гарантии

Установка нерекомендованных стартерных аккумуляторов в автомобили с системой «старт-стоп» влечет за собой потерю гарантии.В таком случае ответственность за возможные неисправности, снижение производительности икосвенныеубытки полностью ложится на водителя или мастерскую, выполнившую замену.

Потеря комфорта вождения

Продвинутые BatteryManagementSystemспособны успешно адаптироваться к батареям более низкого уровня и характеристик, в том числе и к других технологиям производства. Но BMSдолжна гарантировать запуск ДВС, поэтому дополнительные функции комфорта для водителя и пассажира могут быть отключены или будут доступны лишь ограниченное количество времени.

Нестабильная работа системы «старт-стоп»

Относительно низкое напряжение на аккумуляторе не позволяет системе старт-стоп работать регулярно. Отключение ДВС и его перезапуск становится все более редким явлением, что уменьшает экономию топлива и создает больше загрязнений окружающей среды.

Утечка аккумуляторной кислоты

При перегрузке или нарушении электрохимических процессов корпус аккумулятора может повредиться, что приведет к вытеканию кислоты.

Такая утечка создает серьезную угрозу для здоровья, так как электролит обладает высокой химической активностью и может вызвать ожоги или отравление.

Единственное весомое ограничение по работоспобности данного типа аккумуляторных батарей – он не любит перегревов. Например, австрийский крупный производитель «Banner» допускает установку AGM-аккумулятора в подкапотном пространстве при условии достижения максимальной температуры батареи в 55 градусов Цельсия не более 3 часов в сутки. При высоких температурах AGM-аккумулятор, обывательски говоря, высыхает - при наличии ограниченного количества электролита потеря в нем воды в виде испарения критически сказывается на его работе. Есть информация, что при потере 7% воды такие аккумуляторы теряют более 60% значений своих характеристик. 

EFB и AGM– что лучше поставить 

choosing-car-isolated-cartoon-vector-illustrations-man-choosing-automobile-salon-buying_107173-79542-min.jpg

EFB – для систем start-stop начального уровня

Аккумуляторы EFBимеют значительные изменения в конструкции и количестве используемого материала (решетки толще, активной массы больше и т.п.), поэтому они имеют улучшенные пусковые и емкостные характеристики. Такой подход к модернизации позволяет ощутимо продлить срок эксплуатации такого типа аккумуляторной батареи.

Аккумуляторы EFB демонстрируют повышенную циклическую стойкость и устойчивость к глубоким разрядам. Лабораторные испытания по стандарту EN подтверждают, что их ресурс в 2 раза превышает показатели обычных стартерных батарей по количеству циклов «заряд-разряд».

Но это все еще «жидкая» свинцово-кислотная батарея со своими традиционными недостатками – осыпание активной массы, коррозийная предрасположенность и т.п.

Поэтому EFB-аккумуляторы подойдут для «неочень» требовательных систем start-stop, обычно используемых на компактных и городских седанах и кроссоверах. Также имеет смысл использовать такие модели в случае интенсивного городского использования, для которого характерны короткие поездки на небольшие расстояния.

EFB-аккумуляторы могут использоваться на автомобилях и без систем start-stopпри наличии внештатного оборудования: спутниковая сигнализация; предпусковой подогреватель; автозвук; подогревы сидений, руля, зеркал.

AGM– для систем start-stop продвинутого уровня

Аккумуляторы AGM — оптимальное решение для автомобилей с системами «старт-стоп» с рекуперацией энергии и премиальным электрооборудованием, где стандартные батареи не обеспечивают необходимой мощности.

Конструкция AGM (Absorbent Glass Mat) предусматривает удержание электролита в стекловолоконных матах, что делает аккумулятор полностью герметичным и необслуживаемым. Даже при повреждении корпуса утечка кислоты исключена.

Ключевые преимущества AGM-технологии:

  • Высокие пусковые токи— уверенный запуск двигателя даже в холодную погоду при сокращенном времени работы стартера
  • Циклическая стойкость— многократные остановки и запуски двигателя без риска разряда
  • Увеличенный ресурс— в 3 раза больше циклов заряда-разряда* по сравнению с обычными стартерными аккумуляторами

AGM-аккумуляторы устанавливаются на машины с большим количеством потребителей, с наличием продвинутых систем start-stopи/или с рекуперацией при торможении. Обычно, данные критерии ставят автомобили верхнего среднего класса, внедорожников и премиум-класса. 

Как рабоатет рекуперация при торможении и почему «только AGM-аккумуляторы»? 

Каждое торможение в обычных системах означает безвозвратную потерю кинетической энергии. Технология рекуперации преобразует часть этой энергии в электричество, которое накапливается в аккумуляторе.

Ограничения стандартных аккумуляторов (SLI)

  • Обеспечивают единственный пуск двигателя за поездку
  • Работают в режиме 100% заряда с однократным разрядом при запуске
  • Не адаптированы для многократных циклов разряда-заряда

Особенности работы систем «старт-стоп»

  • Требуют многократного пуска двигателя
  • Обеспечивают питание электросистемы при остановках
  • Создают экстремальную нагрузку на АКБ

Преимущества AGM-технологии

  • Динамичный зарядный режим: работа в диапазоне 70-90% заряда с пиковым заполнением при рекуперации
  • Буферный эффект: специально спроектированная емкость для приема рекуперированной энергии
  • Циклическая стойкость: выдерживает частые перепады уровня заряда

Принцип оптимального энергобаланса

  • Фаза торможения → зарядка до 100%
  • Фаза стоянки → разряд для питания систем
  • Поддержание "резервного пространства" для следующего цикла рекуперации 
car-charger-isolated-cartoon-vector-illustrations_107173-55146-min.jpg

Как теперь становится понятно, такой неравномерный режим восполнения заряда может выдержать только AGM-аккумулятор, ведь этот процесс может быть довольно кратковременным, но очень частым.

Вместе с интеллектуальной системой контроля энергопотребления машины аккумуляторы AGM гарантируют стабильную и бесперебойную подачу электроэнергии ко всем узлам транспортного средства, достигая при этом максимального КПД.

Отличительные особенности AGM-аккумуляторов

Высочайшие пусковые характеристики

Использование большого количества пластин в каждой ячейке аккумулятора, особая конструкция с ограниченном количеством электролита и итогового низкого сопротивления придает таким аккумуляторам способность отдавать больше электричества в единицу времени – выше ток холодного пуска.

Способность работать в неполных циклах «разряд-заряд» без деградации

AGM-аккумулятор способен отдавать и получать большие количества энергии за счет особой внутренней конструкции и более удачной компоновки внутренних элементов, а также наличия конструкционных «хитростей» положительно влияют на устранение физико-химической реакции материалов внутри аккумуляторной батареи. Благодаря этому такого рода источники питания могут эффективно принимать заряд не только от генератора, но и от систем рекуперации при торможении или тепла выхлопных газов, солнечных панелей и т.п.

Высокая резервная емкость

Благодаря увеличенному запасу энергии аккумулятор способен стабильно снабжать электроэнергией любые устройства в автомобиле. Технология AGMгарантирует не только надежное питание оборудования, но и мощный пусковой ток даже при неполном заряде. Это особенно важно, когда часть энергии расходуется на работу бортовой электроники в режиме стоянки или при временном отключении генератора для снижения нагрузки на двигатель. 

!состояниезаряда-min.png

Использование системы start-stop на автомобилях рядовыми гражданами постсоветской действительности

На обывательском уровне понимания этой системы и погружения в проблематику глобального вопроса экологии обычный автовладелец не готов жертвовать своим комфортом и, в некоторой степени, безопасностью на дороге. Откровенно говоря, в своем окружении знакомых и друзей нам трудно будет найти человека, который смог бы качественно адаптироваться под все неудобства активной работы start-stop-системы. 

Прежде всего, автоконцерны лукавят, что запуск двигателя почти незаметен или что к такому стилю использования автомобиля в городских условиях можно адаптироваться и привыкнуть.

  • Время перезапуска ДВС в зависимости от марки и модели автомобиля может производиться от 0,5 до 3.5 секунд.
  • В действительности, постоянные перезапуски ДВС в условиях «черепашьего» движения по городским утренним и вечерним пробкам будут сильно раздражать водителя транспортного средства. Это вполне ощутимо сказывается на агрессивности вождения в попытках компенсировать такое развитие событий, что приводит к учащению создания аварийных ситуаций на дорогах общего пользования.
  • Хоть простоя при плотном движении по городским улицам довольно много, но пробки вынуждают очень часто, медленно и регулярно продвигаться по несколько метров вперёд, что влечет за собой очень большое количество коротких по времени остановок. Пусть повторные перезапуски двигателя и не требует колоссальных затрат энергии, но совершенно очевидно, что аккумулятор не может восполнить потраченный заряд в должном объеме. 

Отсюда следует утверждение, что даже для продвинутых систем start-stop поддерживать заряд аккумулятора на достойном уровне - очень серьезный вызов в городском цикле использования автомобиля. Также стоит отметить, что здесь встает «в полный рост» проблема качества AGM-аккумулятора, ведь вполне можно допустить, на основе нашей статьи сравнения государственных стандартов EFB, что качество импортных батарей в сопоставимых ценовых диапазонах будет выше, чем отечественных. 

Поэтому автовладельцы в России, в частности, просто отключают систему start-stop и ездят по своим делам в обычном режиме. Но это не самый корректный сценарий использования автомобиля такой конфигурации, особенно, при наличии продвинутой системы start-stop, имеющей сложное адаптивное управление заряда аккумулятора, включая:

  • Измерения температуры батареи и окружающей среды;
  • Измерения напряжение и тока генератора;
  • Определения стиля езды и повторяющихся паттернов поведения автомобиля;
  • Управления зарядом с помощью «докатов» ТС, рекуперации при торможении, рекуперации тепла выхлопных газов и др.;
  • Просчет и фактический замер емкости установленной батареи;
  • Измерения внутреннего сопротивления батареи для понимания ее состояния и т.п. 

И это лишь параметры, отслеживаемые блоком управления для понимания корректной работы источника питания и выбора режима восполнения его заряда. Логика и способы управления зарядом системой BMS (Battery System Management) зависят от предустановленных алгоритмов, заложенных автоконцерном, и соответствия требуемым параметрам батарей. Как правило, автопроизводители предварительно предусматривают методы и алгоритмы работы BMS при неактивной системы start-stop, поэтому проблем с восполнением заряда, скорее всего, не будет. Будут они лишь в том случае, если подобран неправильный тип аккумулятора, нерекомендованный автоконцерном.

Например, в ТС установили нерекомендованный тип батареи SLI-батарею, хотя "по паспорту" там должна стоять EFB- или AGM-аналог, способный справиться с запуском авто, питания энергосистем автомобиля. В таком критическом режиме обычная свинцово-кислотная батарея может очень быстро деградировать и полностью стать непригодной для использования на автомобиле. «Очень быстро» - это действительно правильная формулировка, у нас в практике были случаи, когда в описанном выше случае покупатель успевал ускорить полную деградацию аккумулятора до срока службы "крепкого среднячка на рынке" составил 1 год при гарантийном сроке от завода в 3 года.